ТЫ ЗНАЕШЬ, ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ...

Московские поликлиники окажутся
в шаговой доступности

Детальная схема размещения объектов здраво-охранения на территории столицы до 2020 г. предусматривает строительство, реконструкцию и ремонт свыше 230 медицинских учреждений города. К запланированной дате город должен избавиться от большинства медицинских проблем.

На заседании московского правительства столичные чиновники пообещали, что по выполнению всех запланированных ими медицинских преобразований качество медобслуживания в столице станет таким же, как в передовых европейских странах, что значительное повысит здоровье населения.
При этом поликлиники аналогично продовольственным магазинам будут располагаться в шаговой доступности от потенциальных потребителей медицинских услуг. Определено даже расстояние не более полутора километров от самого дальнего до них жилого дома. Ну а до стационара на общественном транспорте придется добираться самое большее 20 минут.
Строительство новых объектов здравоохранения пройдет в два этапа. Первый рассчитан до 2012 г., второй до 2020 г.
Всего на территории столицы планируется возвести и реконструировать 235 объектов.
Главный архитектор города Александр Кузьмин подчеркнул, что в здравоохранении строительная отрасль станет развиваться в двух направлениях. Будем строить объекты как городского, так и районного уровня.
По словам Александра Кузьмина, также модернизируют все находящиеся в Москве медицинские объекты международного и межрегионального значения.
Из запланированных к возведению медучреждений 64 будут иметь городской статус. Согласно подготовленной Москомархитектурой схеме развития в столице появятся две многопрофильные больницы, 12 современных корпусов в уже существующих клиниках, 3 родильных дома, 3 дома ребенка, 12 подстанций Скорой медицинской помощи, 18 диагностических центров.
Будет возведен и 171 объект районного уровня: 97 взрослых и детских поликлиник, 13 стоматологических центров, 10 диспансеров и другие объекты.
При этом главный архитектор обратил внимание на то, что в столице до сих пор имеется много поликлиник, расположенных на первых этажах домов. Мы поставили перед собой задачу вывести данные учреждения из жилых зданий, подчеркнул он. Общая площадь построенных в городе медучреждений должна составить 1800 тысяч квадратных метров. Причем акцент будет сделан не только на увеличении их метража, но и на повышение качества работы медперсонала.
Многие уже существующие объекты подвергнут реконструкции и ремонту. О том, что отрасли необходима серьезная модернизация, говорят и представленные выступавшими статистические выкладки.
Всего же, по мнению первого заместителя руководителя Департамента здравоохранения Москвы Сергея Полякова, 147 амбулаторно-поликлинических учреждений (или 24%) размещены в жилых домах и общественных зданиях, 59% в зданиях, построенных по устаревшим проектам, большинство из которых возведено по нормативам 1954 г.
Практически по всем показателям они выглядят несовременно: имеют площадь в два раза меньшую, чем медучреждения, построенные в последние годы, что не только доставляет значительные неудобства посетителям, но и ухудшает условия работы персонала.
Это подтверждают и многочисленные жалобы населения большая стесненность, очереди, невозможность получить полный цикл медицинских услуг.
Но для того чтобы устранить проблему, прежде всего нужно решить другой весьма важный вопрос: куда выводить встроенные поликлиники? Столица уже сегодня страдает от дефицита свободных земель, который к 2020 г. лишь многократно возрастет.
Правда, согласно намеченным перспективам в результате развития системы объектов здравоохранения поликлиническая сеть столицы к 2020 г. сможет принимать в смену 21,5 тысяч пациентов.
С больницами дела обстоят не лучше. С. Поляков констатировал, что нехватка коек в стационарах только для взрослого населения составляет более 18 тысяч.
Проблем много, но разработчики отраслевой схемы настроены на оптимистичный лад, отметил А. Кузьмин. Он подчеркнул, что адресный список строящихся и реконструированных объектов сверстан на 80%. Подготовлен 51 комплект исходно-разрешительной документации по новым объектам.
Однако на поверку оказывается, что более половины комплектов документации разработаны для частных клиник. Государственные пока в перспективе.
Главный архитектор не против подобного развития ситуации. Он считает, что частный медицинский сектор, так же как и государственный, должен иметь возможность расширяться, поскольку именно он отшлифует качество медицинских услуг. Уже сегодня 64% возводимых объектов приходятся на долю коммерческого сектора. Вот только обслуживают они не более 20% населения.
Поэтому основной ударной силой медицины и гарантом нашего здоровья как и прежде будут государственные учреждения.
В свою очередь у мэра Москвы Юрия Лужкова вызвал недоумение тот факт, что Москомархитектура не имеет комплексного подхода к решению задач городского здравоохранения. При этом он отверг прежде прозвучавшее и вызванное практической целесообразностью предложение о переводе медучреждений из жилых зданий: Я не вижу ничего предосудительного в том, чтобы на первых этажах жилых домов размещались, например, стоматологические кабинеты или гражданам оказывались иные медицинские услуги. Если помещения соответствуют всем необходимым медицинским требованиям, то какие здесь проблемы? Почему Европа приемлет подобные варианты? Посмотрите, там в жилых домах размещаются кабинеты по приему посетителей отдельными врачами-специалистами. Неоправданная крайность наших суждений в том, что все, связанное с медициной, обязательно должно быть выметено из жилого сектора и зацентровано. Скорее, речь надо вести не о выводе подобных поликлиник, а об их перепрофилировании. И если районной поликлинике в конкретном помещении не место, то, к примеру, стоматологическая клиника там вполне может разместиться.
Мэр предложил серьезно задуматься о развитии городом собственного производства по выпуску простейших лекарств: Деградация отечественной фармацевтики достигла таких масштабов, что даже аспирин, которому уже сто лет, мы закупаем за рубежом.
Необходимо срочно сформировать систему центров, в которые будут поступать анализы для их серьезной обработки. Устанавливать для этого дорогостоящее оборудование в каждой клинике нецелесообразно.
Ю. Лужков обратил внимание и на просчет архитекторов, представивших программу развития городских объектов здравоохранения лишь до 2020 г: Сегодня в государстве перспективы развития различных отраслей оцениваются до 2025 года, а мы почему-то решили эти сроки сократить.
По словам директора НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, его удручают темпы развития медобслуживания в Москве. Авторитетный врач высказался за то, чтобы крайним сроком реализации программы строительства новых клиник в городе стал 2012 г.: Федеральные чиновники, обеспечивающие реализацию общенациональной программы Здоровье, отчитываются о своих успехах весьма аморфно. Высокотехнологичные центры, которые должны были появиться еще в позапрошлом году, открываются только сегодня и то в единичных вариантах. При этом мы специально закупаем в Германии сборные железобетонные коробки и называем это высокими технологиями. Приглашаем варягов из различных институтов, чтобы они обучали нас работать на установленном оборудовании. А собственные специалисты и технологии, а наши-то разработки где?.
Высказав основные претензии к федеральным чиновникам, Л. Рошаль подытожил: Мне нравится социальная направленность Москвы и принципы работы руководства города: обещали сделали!.
В свою очередь Ю. Лужков раскритиковал схему развития и размещения объектов здравоохранения в столице. Серьезное беспокойство вызвало у него и качество подготовки медицинского персонала: Хорошо, понастроим мы через несколько лет много новых медучреждений, а достаточно ли у нас специалистов разного уровня?! Почему, рассматривая перспективы развития здравоохранения, мы забыли упомянуть об открытии в городе центров по подготовке младшего, среднего и старшего медицинского персонала? Мы говорим о необходимости развивать и строить объекты здравоохранения. Отлично. Но кто в них будет работать? Почему в плане развития нет таких уникальных объектов, как существующий в городе Центр протонно-лучевой терапии онкологических заболеваний?.
Недовольство мэра также вызвало отсутствие в представленном на обсуждение документе раздела, связанного со строительством в городе объектов по выпуску медицинских приборов.
Завершая обсуждение вопроса, Ю. Лужков подытожил: К сегодняшнему заседанию подготовлен хороший материал, но он является лишь небольшой и не до конца проработанной частью перспективного комплексного развития всех объектов здравоохранения столицы! и предложил членам московского правительства существенно доработать документ.

По материалам газеты
Тверская, 13,
№ 4 от 17 января 2008 г..